Top.Mail.Ru
ГОРЛАБ-журнал

Узкоспециализированные лаборатории, в чем их замысел? Глава 2. В поисках Людей Х. Часть 1

Говоря о специализированных лабораториях, нельзя не упомянуть такие близкие по духу и делу к рутинной лабдиагностике специальности как генетика и гистология. И сегодня говорим о генетических лабораториях, нет, не о тех, что занимаются клонированием, созданием супергероев и так далее, а о тех, кто исследует биоматериал в поисках тех или иных поломок. 

Генетические лаборатории в своё время появлялись как грибы: от наукоемких ЦМГ и Аллель, до маркетинговых эталонов в виде Генотек и Атлас или капиталоемких Genetico. Тут были и те, что шли бок о бок несколько лет, а после разругались и разошлись – Проген и появившийся после развода FGlab. А также были «единороги» из небольших регионов, например, как Medical Genomics, родившийся в Твери, и те, кто мог грести деньги лопатой и топить ими печи, но при этом создающие инновации в России - Genetico. Наверное, если рассказывать про каждого – просто не хватит страниц (хотя мы про одного уже немного рассказали тут – Атлас – https://t.me/gorlab_official/379), поэтому сегодня обойдемся кратким обзором :)

Промышленная генетика

В эту группу объединим классические лаборатории, которые занимаются наукой и аутсорсом услуг для лабораторий, клиник и почти не делают упор на работу с пациентом напрямую. Это лаборатории, в которых можно заказать исследование почти любого генома и где можно «собрать» любой необходимый комплекс – как говорится, «любой каприз за ваши деньги».
И здесь два самых именитых игрока это Аллель и ЦМГ, где первый это чистая коммерция с частными инвестициями, а второе – выходцы из государственного института МГНЦ со всеми вытекающими. Сказать, что между ними есть хоть какая-то яркая, публичная и интересная конкуренция – нельзя, так как они просто существуют и работают в своей нише. 

Единственное, что стоит упомянуть, так это то, что Аллель несколько расширил спектр оказываемых услуг, а точнее вышел на другой рынок – производство реагентов: компания в пандемию начала производство собственных тест-систем для диагностики COVID-19 и активно предлагала их на рынке, но обогнать ветеранов отрасли (ДНК-Технология, Вектор-Бэст, ИЛС) не получилось – а также то, что их ведущий специалист генетической лаборатории после, скажем так, появления окончательных разногласий между акционерами и руководством компании, перешел развивать направление генетики в лабораторию КДЛ.

ЦМГ, которые выросли и до сих пор развиваются в стенах МГНЦ и которые, казалось бы, должны были предоставлять наиболее доступные генетические исследования, так как все же находятся на базе института, где могут позволить себе по льготе забирать оборудование, реагенты, расходные материалы и даже кадры на деле предлагают весьма неконкурентоспособные коммерческие условия со шлейфом «не хотите – не покупайте». И это крайне удивительно, ведь при всех благах, когда частная компания внутри госучреждения или с сильным ресурсом и влиянием в этом учреждении может получать списанное по «ускоренной» схеме оборудование или просто получить его на безвозмездной основе в пользование (главное не ставить его на баланс), цены на услуги должны падать с геометрической прогрессией с сохранением маржи в сравнении с чистокровно коммерческими структурами. Но видимо мотивация там не находится в плоскости заработка и масштабирования бизнеса. 

Также, помимо ЦМГ и Аллель, на рынке есть еще и масса других игроков как в Москве, так и в регионах, условно, второго эшелона, например, Геномед. Но, к сожалению, какой-то промышленной, коммерческой или иной революции они не произвели – это просто крепкие лаборатории, которые могут предложить гибкие условия для сотрудничества.

Так что, любуемся на успехи. 

Маркетологи продадут все

Примером качественного медицинского маркетинга и пиара частенько называют проекты Атлас и Генотек. Это компании, которые смогли взглянуть на консервативный лабораторный рынок под другим углом, которые взяли опыт и продукт 23andMe, адаптировали под Россию и начали продавать услуги миллениалам, тем кто, следит за здоровым образом жизни или просто тем, кто в тренде:)

И если Атлас выбрал путь популяризации науки и генетики, а мы с вами помним, что генетика для компании фактически была спин-оффом к их одноимённой клинике и что после они создавали и цифровые лаборатории, и пошли в изучение микробиома и онкологии, которые они тоже в той или иной степени пробовали продвигать в общественности, то Генотек пошёл просто в науку, что тоже привело компанию к созданию своей генетической лаборатории и к производству собственных тест-систем, по сути сделав большой акцент на корпоративный сектор, так как по большому счёту «контакт» с конечным потребителем ограничивался «коробочными» генетическими паспортами, чей рынок сильно ограничен и почти исчерпал себя. 

Компании, на самом деле, оказались и разными с точки зрения продвижения своего флагманского продукта:


Но будем откровенны, у Генотека в большей степени получилась такая яркая коллаборация с Яндексом не только потому, что их продукт и команда ИТ-гиганту понравились больше, но и потому, что Яндекс в декабре 2020 года стал их совладельцем, вложив по разным данным от 2,5 до 3 миллионов долларов (что для Яндекса как в магазин за хлебом сходить) – это делает компанию сразу более заинтересованной в том, чтобы продвигать свои инвестиции внутри собственной экосистемы. Наверное, именно это не давало другим игрокам в свое время «зайти в Яндекс» со своими COVID’ными продуктами для самозабора, так как это создавало бы ненужную конкуренцию. Более того, интересным было бы предположить, что сделка прошла с Генотек на фоне того, что тогда еще существующее как отдельное подразделение Яндекс.Здоровье хотело развивить свой собственный сервис выездных медицинских услуг на базе COVID’ных анализов и даже делала пилоты с разными лабораториями на бесплатной основе для всех сторон, включая пациентов. Но это уже совсем другая история :)

Выглядит так, что Генотек выбрал более тернистый, но правильный путь развития. Так ли это на цифрах?
На этом у нас пока все, но это не точно…)
Будьте здоровы!
Истории компаний и брендов Взгляд изнутри