Top.Mail.Ru
ГОРЛАБ-журнал

Как Bio-Rad добился лидерства в контроле качества?

Спросите любого сотрудника клинической лаборатории о том, какие есть производители контрольного материала и систем контроля качества, и вы с вероятностью 99% услышите бренд Bio-Rad. Но как так получилось, что эта американская компания стала лидером контроля качества не только в России, а и во всем мире? При том, что:
  • Контрольный материал придуман далеко не Био-Радом, а Артуром Бабсоном в далекие 50е годы, и который до 2014 года трудился в компании Siemens, у которого, на удивление подобных независимых продуктов, как у Био-Рад нет, только фирменные контроли для своей же реагентики. При этом, как вы можете помнить из статьи про Immulite (https://t.me/gorlab_official/482), Артур создал первые «контроли» в рамках компании Вернер-Ламберт, а после даже открыл свою собственную компанию Babson Technologies, но ни в одной из них международного развития, а тем более лидерства этот продукт не получил…
  • А второй игрок на этом рынке, который уступает долю Био-Раду, но по сути является его сильной альтернативой (которой в России теперь и вовсе нет) – Thermo Fisher Scientific, по размерам и оценке компании и ресурсам в почти 18 раз больше, чем игрок №1, но при этом ему никак не удается сменить иерархию, несмотря на очевидно большие финансовые возможности: капитализация в 194 миллиарда долларов против 11 миллиардов у Bio-Rad

Вообще если быть еще более честным и откровенным, то стоит сказать, что Bio-Rad свои собственные контрольные материалы не изобретал – он поступил как и многие в 70-е годы – приобрел эту компетенцию, разработки и долю на рынке, поглотив компанию Environmental Chemical Specialties (ECS) в 1975 году. Данных по этой сделке в цифровых архивах особенно нет, поэтому тяжело сказать, какой бизнес и по какой цене купил Bio-Rad, но очевидно это стало первым важным шагом и толчком к развитию данного направления внутри компании. И по сей день контроль качества является одним из основных драйверов роста и развития в компании (судя по годовому отчету для инвесторов по результатам 2021 года)

На самом деле, на наш взгляд, большую роль в становлении лидером рынка сыграли два важнейших фактора – это время и емкость рынка. 

И начнем мы с последнего, ведь при всем многообразии и востребованности лабораторной диагностики в мире, рынок которой оценивается в 92 миллиарда долларов в 2021 году, емкость мирового рынка контрольных материалов оценивается в небольшие 1,23 миллиарда долларов в этом году с ростом до 1,5 миллиардов к 2026 (то есть это всего 1,3% от общего рынка или суммарные обороты Инвитро, Гемотест и КДЛ). Такая небольшая емкость рынка автоматически делает сегмент менее привлекательным (особенно для крупных гигантов типа Roche, Abbott, Siemens и так далее, ведь даже заполучив 100% этого рынка – это будет несопоставимый бизнес), что в свою очередь формирует на нем 2-3 сильных лидера, как раз в лице Bio-Rad, Thermo Fisher Scientific и Randox. То есть фактически крупные производители оборудования и реагентов сконцентрировались на производстве лишь собственных контрольных материалов.

А вот что касается времени, то на таком маленьком рынке очень важно быть первым, кто предложит самый качественный и полноценный продукт – и этим первым оказался именно Bio-Rad, ведь просто производить контрольные сыворотки, как это делала Вернер-Ламберт или EMC недостаточно, лабораторной диагностике нужна аналитика, статистические данные, чтобы можно было отсматривать свои результаты в динамике и сравнивать их с данными по отрасли – это перевело бы контроль качества на новый уровень, фактически международный, ведь он делался бы уже не изолировано в рамках одной лаборатории и на основе только ее данных, а уже на базе данных и знаний нескольких сотен или даже тысяч. Так Bio-Rad в 1998 году показал всему миру решение Unity, которое агрегировало данные из подключенных лабораторий, и которое в дальнейшем легло в основу системы международной оценки контроля качества – EQAS. А вот конкуренты подобное решение смогли предложить уже сильно позже: Randox только в 2002 году, а Thermo Fisher Scientific лишь только после объединения двух компаний (Thermo Electron и Fisher Scientific) в 2006 году. Вкупе с тем, что исторически Randox концентрировался только на европейском рынке и рынках развивающихся стран, и с полученными в качестве форы в 4-8 лет сделало Bio-Rad сильным лидером рынка, которым он является до сих пор.

Другое дело в доле на этом рынке и тому, как к этому относится ФАС различных стран, ведь, например, если сегодня Bio-Rad решит покинуть рынок, то альтернатив особо и нет (разве что ФСВОК и фирменные контрольные материалы, которые не дадут той объективности). Но это уже совсем другая история.

На этом у нас пока все, но это не точно…)
Будьте здоровы!

Истории компаний и брендов