Давайте сперва правильно сформулируем идею!
Итак, как вы легко можете убедиться – только в Москве находится более 4800 аптек, а по всей России их целых 173 тысячи. Очевидно, что хотя бы в паре сотен из этих аптек найдется несколько десятков неэффективно используемых или ненужных квадратных метров, которые или просто пустуют, или сдаются в субаренду, например, оптике. Естественно, первое, что приходит в голову нам как лаборатории – разместить там медицинский офис для взятия биоматериала, либо впустив аптеку в капитал и создав совместный бренд, СП или что-то подобное, либо просто забрав помещение в субаренду. Плюсов от подобной коллаборации достаточно: это и естественный паразитизм на взаимном клиентском потоке, и потенциальное уменьшение затрат на аренду и, возможно, экономия на персонале, если пойти дальше и объединить кассу (но тут все зависит от той конфигурации, о которой удастся договориться с аптекой, а так как масштабируемых кейсов пока нет, то и сложно это обсуждать).Очевидно, что в глаза сразу бросается несколько вопросов/нюансов:
- лицензия и в целом разрешительная документация, касающаяся совместного использования площадей
- физическое размещение в аптеках: мокрые точки, санузлы, отдельные входы и так далее
Корпоративные или частные выезды?
Конечно, перед тем как прийти к идее оформлять всех пациентов как «выездных» – мы хотели изучить вопрос возможности лицензирования «по-нормальному» в аптеке, но в большинстве случаев помещения были просто к этому не подготовлены, поэтому мы начали искать «обходные пути» и натолкнулись на простую мысль, что по факту (но не на бумаге) нет никаких жестких требований к помещению, куда приезжает мобильная медицинская бригада для взятия биоматериала за исключением тех манипуляций, которые должны проводиться врачом или с использованием дополнительных инструментов. А это значит, что если анализы можно сдать дома или в офисе, то нет никаких ограничений в том, чтобы сдать анализы в аптеке, не так ли? Тем более, что каким-то магическим образом удалось обойти ограничения для взятия биоматериала в аэропортах – просто вспомните, как выглядят эти «лавки здоровья» – это в буквально смысле лавки.Следующим возник вопрос: выезд оформлять должна аптека как корпоративный заказ, или все же юридически это должен делать пациент, обращаясь напрямую в лабораторию? В первом случае клиентом для ГОРЛАБа была бы аптека, которая взяла бы на себя все юридические и финансовые взаимоотношения с пациентом (договора, оплата и так далее), то есть выступила бы провайдером услуг, а во втором лаборатория коммуницировала бы по всем этим вопросам уже напрямую с пациентом. Первое мы отмели по одной простой причине, что пациент не является сотрудником аптечной сети, а значит вызов бригады в такой конструкции невозможен, а если же оформлять все взаимодействия по агентской схеме, когда аптека является по аналогии с докдок, продокторов или просто любым маркетплейсом агрегатором заказов и его «обработчиком», но только в офлайн формате – банально создавало, пожалуй, самый явный риск для аптеки в глазах контролирующих органов – создание статичного пункта взятия биоматериала, что требует получения лицензии. Ведь уже все кассы давно находятся в онлайне, и благодаря этому получится простая картина, что обработка платежа и сама манипуляция по взятию биоматериала производится в одном и том же месте: если бы это происходило на разовой основе – проблем бы, наверное, особо не возникало, но на ежедневной – это явный признак создания стационарного рабочего места, а значит тянет за собой реальную необходимость открытия физического филиала и его лицензирования. Но есть лазейка (которую мы хотим апробировать в следующем раунде переговоров с аптеками) и, если получится – не расскажем вам, потому что это будет наше ноу-хау :)))
Кстати, вопрос стационарного места самой медицинской бригады решается тоже очень просто, ведь критерий для признания рабочего места стационарным является регулярность его использования одним и тем же лицом – ну вы понимаете, что нужно сделать, чтобы такой трактовки не было.
Получается, что коммуникацию с пациентом нужно вести напрямую, но организация ресепшн с кассой и всем вытекающим от лица лаборатории – это опять же фактически создание рабочего места. Поэтому выход в теории есть один: уходить в онлайн и просить пациентов либо оформлять заказ заранее, либо выполнять это непосредственно в «аптечной лаборатории», заходя на сайт или через приложения, то есть все равно без коммуникации с персоналом. И самая главная сложность для идеалиста и рискофоба – медицинская бригада в этот момент не должна находиться в помещении аптеки и должна «приезжать» именно в момент вызова, чтобы сымитировать формат заказа такси или доставки (то есть выезда бригады на дом).
И вот он вроде бы рецепт, не так ли?
Нужно всего лишь организовать, чтобы- Лаборатория подписала договор с аптекой на субаренду, продвижение медицинских услуг, агентский или что-то еще
- Создала интерфейс для онлайн оформления заказа
- «Командировала» туда медицинскую бригаду каждый раз в момент заказа
Но пока мы запускаем «аналог франшизы без самой франшизы» со 100% контролем всех процессов, без рисков этот бизнес «потерять» (пожалуй, наши главные фобии во франшизных моделях), а еще он капитализирует весь бизнес ровно так же, как открытие собственного офиса, несмотря на то, что он не требует больших первоначальных инвестиций с нашей стороны. И если все сложится, откроем первые 2-4 офиса уже в январе, а если нет – расскажем, почему не сложилось :)
На этом у нас пока все, но это не точно…)
Будьте здоровы!