Top.Mail.Ru
ГОРЛАБ-журнал

Как связаны Чайхона, Пицца, генетические анализы и антиэйдж?

Эту историю, наверное, проще всего начать с конца, так сказать, раскрыв все карты. Если вы подписаны на наш канал, то, скорее всего, вы слышали про такие вещи как «генетический паспорт», генетическая компания и клиника Атлас. Почему мы решили о них написать? Потому что мы в какой-то момент заметили, что ребята, да и в целом компания пропали с радаров открытой публики, а раньше их генетические продукты, образовательные мероприятия были повсюду: в СМИ, в социальных сетях, в темах для обсуждения любого лабораторного или медицинского слета. И вот мы решили быстренько ознакомиться с их текущим состоянием дел.

Кто такие Атлас?

Сегодня это уже две разные команды и компании, где одна занимается чисто лечебным звеном под брендом «Медицинский центр «Атлас», а вторая под брендом «Атлас» развивает генетические тесты и онкодиагностику. Собственно именно вторая часть этого бизнеса нам, как коллегам по лабораторному рынку и интересна в сегодняшней статье.
Компания Атлас появилась в 2013 году и сперва как клиника премиум класса на Кутузовском проспекте. А уже в 2015 году предложила рынку Генетические паспорта и исследования по аналогии с нашумевшим 23andMe. Понятно, что компания сама по себе эти исследования не выполняла, а отправляла на аутсорсинг и фактически выполняла функцию провайдера, переводчика и интерпретатора результатов. 

Инвесторами проекта, как можно было догадаться по заголовку статьи стали рестораторы, которые на тот момент были учредителями нескольких ресторанов той самой сети Чайхона №1, а также были сооснователями антиэйдж клиники «Пятый Элемент». Занятно, что в маркетинговых документах и в общении с инвесторами команда Сергея Мусиенко и Андрея Перфильева «прятала» в принципе имена своих инвесторов, видимо, считая этот их опыт не очень профильным и только при «особом желании» узнать, чем занимаются инвесторы, команда указывала на антиэйдж клинику. Хотя, на наш взгляд, такой разносторонний опыт инвесторов наоборот должен играть только на руку, поскольку рестораны – это чистой воды ритейл, с достаточно жестким контролем качества на производстве, что так же важно в организации работы клиники. 

Возможно, команда Атласа боялась несколько другой ассоциации, ведь Чайхона – это далеко не единственный успешный актив, который помог инвесторам Атласа заработать капитал. Как показывает их предпринимательская история, одной из первых экономически успешных историй для Андрея Дунилова и Станислава Еникеева были азартные игры, и видимо риск того, что пациенты будут проводить неправильную параллель между премиальной клиникой, высокоточными анализами и лотереей с игровыми автоматами, и заставило основателей Атласа «спрятать» бэкграунд своих инвесторов. Но хватит копаться в чужих активах, скажем только еще то, что Дунилов и Еникеев чуть позже откроют безумно вкусные пиццерии и производство пицц с шоковой заморозкой – Zotman. Нет, это не реклама – мы правда их фанаты.

Путь развития Атласа

Как мы успели упомянуть, помимо клиники Атлас успел построить генетический бизнес, самым ярким достижением которого можно считать большой контракт с лабораторией Хеликс, которая взялась за дистрибуцию их продукции. Постепенно развивая клинику и продвигая свои тесты, компания успевает создать проект Red, окрестив его Uber в сфере лабораторных анализов. Red от Атлас – это сервис вызова выездной медсестры для взятия биоматериала с удобным приложением для формирования заказа, отслеживания маршрута медбригады (как в приложениях такси), а также получения результатов и отслеживания их динамики. Анализы же выполняла лаборатория CMD, с кем также сотрудничала и сама клиника Атлас. Red мог стать революцией, если бы у него «схлопывалась» экономика. Но команда потратила с их слов порядка 2 миллионов долларов и проект так и не полетел. Возможно, в 2016 году москвичи были просто не готовы к этому.

После того, как не получился Red, было принято решение сфокусироваться на текущих продуктах и их более углубленном развитии. Компания стала достаточно много вкладывать в образование своих пользователей в части персонифицированной медицины, генетических комплексных обследований, микробиоты (начинающую набирать моду) и так далее, организуя свои конференции, обучения, семинары и многое другое. А также компания «прикупила» мажоритарную долю в стартапе по диагностике онкологии, основной ценностью которого является предоставление второго мнения, дополнительная диагностика и консультация (с чего-то похожего начинал и Unim во главе с Ремезом). Это за несколько лет помогло достичь команде положительных результатов, но COVID немного внес свои коррективы и, жаль, не в лучшую сторону.



Что удивительно? Так это то, что их фактический конкурент Генотек, который предлагал на рынке те же самые генетические паспорта, очень быстро оседлал волну COVID, получил от инвесторов деньги и смастерил свои собственные наборы для ПЦР-диагностики, тем самым «прокатился» на волне. А вот Атлас… Продал клинику в АО «Протек» (фармдистрибуция, аптеки Ригла и производство лекарственных средств) в июне 2020 года за скромные 110 миллионов рублей: видимо на оценку сильно повлияли локдауны, ухудшение экономики, так как команда не смогла или намеренно не захотела адаптироваться под циничные пандемийные реальности и падение спроса на очные премиальные врачебные услуги. И остался с Онкодиагностикой, Микробиотой и Генетикой. Причем компания после этих событий не пропала физически, но сильно утихла в СМИ и в сообществе – о них просто перестали говорить… Надеемся, что у них все хорошо, потому что Андрей и Сергей – фанаты своего дела и очень приятные, душевные ребята. Желаем им всяческих успехов и благ!

На этом у нас пока все, но это не точно…)
Будьте здоровы!
Истории компаний и брендов