Top.Mail.Ru
ГОРЛАБ-журнал

Парадокс рынка рекламы и аренды и как неграмотный риэлтор может убить бизнес

Знаете, есть такая картинка/видео, где маленький ребенок крутится на карусели с невероятным ужасом и испугом на лице и с подписью «Я каждый день, начиная с 2020 года». Нет? Ну глядите :)
И в принципе можно представить, что подобные лица были почти у всего бизнеса, начиная с 2020 по сегодня, но, наверное одними из тех, кому досталось сильнее – это бизнес аренды недвижимости и рекламы. Хотя… может быть и нет, учитывая то, как ведут себя рыночные ставки на услуги в этих отраслях. Сейчас объясним подробнее :)

Аренда коммерческой недвижимости

Итак, локдауны, ограничения на кафе, рестораны и торговые площадки – все это неслабо ударило по экономике предприятий и многие из них банально не выдержали и вынуждены были закрыться. И вот, казалось бы, гуляешь летом по Москве и видишь рекордное количество объявления об аренде и думаешь: «ну, наверное, сейчас можно будет по вменяемой ставке арендовать помещение и открыть здесь ресторан/кафе/коворкинг/лабораторию и так далее». Как вы поняли по градусу сарказма – арендные ставки даже не колыхнулись. Да, скорее всего у того явления были объяснения, ведь пандемия для всех на тот момент казалась временным явлением (как мы ошибались) и что, опустив цену сейчас, есть риск очень надолго снизить себе доходность (хотя на самом деле грамотные инструменты, как защитить себя от этого есть, просто зачастую риэлторам или собственникам помещения даже лень думать).

Но вот настал 2022 год, прошла весна, затем лето, а многие арендодатели до сих стоят на своем – удивительно: и те, что еще не покинули страну ради славной пенсии и те, что еще задолго до пандемии уехали на Гоа пожинать плоды своей недвижимости. И вот здесь мы, в душе математики и экономисты, просто не можем понять логики:
  • Помещение пустует уже 6-12 месяцев, а бывают и те, что стоят по 2 года в пыли и без спроса
  • При этом арендодатели даже на 15% не готовы снижать стоимость аренды, ну или так за них говорят их представители
  • А ведь альтернатив у них не много: либо дать скидку, либо потерять еще 2-3-5-7 месяцев стабильных арендных плат – вот при ставке в 3000 за кв.м. в течение 6 месяцев простоя арендодатель потеряет 18 000 за каждый квадрат, а предоставив скидку в 15% потеря составит 450 рублей с метра. 
  • Эти самые 18 тысяч простоя арендодатель будет компенсировать 40 месяцев (или 3 года и 4 месяца) после того, как все же найдет арендатора, который возьмется снимать помещение за полную цену (18 000 / 450 = 40) 
Понимаете уровень нашего недопонимания? Дайте уже эту скидку: даже предложение со скидкой в 50% будет выгоднее, чем простой в полгода, который будет компенсировать те самые потери целый год. И здесь, на самом деле ключик к решению: арендодатель, если он уверен в восстановлении экономики, может дать скидку как раз на те самые 11 месяцев (срок на который подписывается краткосрочный договор) с последующей пролонгацией по полной цене – уверены, желающие точно найдутся. Ну или опять же, делайте как торговые центры, которые смещают фиксированную арендную ставку в пользу переменной, зависимой от оборотов или прибыли арендатора – тоже выход, защищающий интересы обеих сторон: если выгорит и бизнес полетит – в плюсе будут все, если нет, то хотя бы небольшая аренда будет капать.

На самом деле в большинстве случаев причина, по которой не удается договориться о скидке – это риэлтор, у которого в работе несколько десятков объектов, с которых он зарабатывает комиссию с арендной ставки и чем она выше, тем ему выгоднее. И мотивации передоговариваться с арендодателем особо нет, так как он зарабатывает разово и снижать доход на 15-50% совсем не улыбается, потому и собственнику помещения никаких иных вариантов он предлагать и не будет.

А что по рекламе?

А ситуация там ровно такая же, сперва пандемия убавила пылу у рекламодателей, да и потребители никуда не спешили ходить и тратить. А теперь не просто бюджеты стали меньше в связи с кризисом, а количество компаний в целом стало значительно меньше. И что бы это значило для рынка рекламы? Что теперь предложение как бы сильно превышает спрос, и стоимость размещений должна незамедлительно упасть. Но вот что получилось: 
  • в пандемию рекламщики не спешили ронять цены, надеясь на скорое восстановление рынка
  • а сегодня у них просто снизились доходы, так как помимо рекламодателей еще очень сильно снизилось количество рекламных площадок, в основном онлайн-формата: ушли сервисы Google, площадки, запрещенной Meta (Facebook и Instagram) – а ведь, например, в Google ищут 60% пользователей из России – понимаете, какой аудитории лишился рекламный рынок?
Да и в целом, на самом деле, здесь ситуация очень похожа на историю роста цен на топливо на фоне падения цен на нефть, когда она упала с 100+ долларов до 30: все ожидали, что и бензин теперь с 35-40 рублей за литр упадет до 20-25, а не тут-то было, он просто стал стоить 45-50 рублей, потому что нефтяные компании решили просто скомпенсировать падение доходов от экспорта нефти. И тут тоже самое: вместо того, чтобы снижать цены на рекламу, спрос на который по отношению к единице рекламного формата особо не сократился, решили цены сохранить или даже повысить, ведь теперь нет доходов с большей части цифровых площадок.

Единственный выход – искать альтернативные каналы продвижения и… бойкотировать дорогую рекламу…)

На этом у нас пока все, но это не точно…)
Будьте здоровы!
Взгляд изнутри