Top.Mail.Ru
ГОРЛАБ-журнал

Узкоспециализированные лаборатории, в чем их замысел? Глава 3. Расчлененка

Истории компаний и брендов Взгляд изнутри
Ничего более остроумного для подзаголовка придумать не получилось, поэтому будем довольствовать тем, что придумали :) По названию, мы думаем, вы уже догадались, что речь идет о гистологических службах. Но только сегодня мы не говорим о «лабораториях будущего», о которых мы писали в отдельной статье (https://t.me/gorlab_official/209).

Подобно генетическим лабораториям, которых тоже не так-то просто посчитать на пальцах двух рук, специализированных гистологических лабораторий в России тоже достаточно много, если считать весь коммерческий и государственный сектор. Если же ограничиться только коммерцией, то в качестве отдельно взятых лабораторий есть/были разве что только Unim и ДеЖени (хотя ладно, есть еще аффилированная с СЗЦДМ лаборатория НЦКДМ) . Почему были? Ну потому что обоих купили)

Начнем с Unim и его, возможно, самой интригующей истории.

Digital pathology поверх digital скандала?

Unim как компания появилась очень давно, лет 9 назад, в далеком 2013 году и изначально это была меньше лаборатория, и больше дистаннционный сервис для предоставления онкодиагностики на уровне организации, консультации – что-то типа консьержа. Основателем компании является выпускник ФРИИ Алексей Ремез, который за счет привлеченных от аксселератора 15 миллионов рублей и запустил проект. 

И вот, не дожидаясь выхода компании в яркий свет и на весомые операционные показатели, компанию сразу же втягивают в «резонансный» скандал: Станислав Сажин – сооснователь социальной сети для врачей «Доктор На Работе», обвиняет Unim в том, что они вводят в заблуждение онкобольных, предлагая за крупную плату услуги по диагностке заболевания, которые, со слов Станислава, пациент может по закону получить бесплатно от фонда ОМС. Этот скандал из кулуарных обвинений вытекает в публичные высказывания обоих участников, агрессивный пиар и антипиар в СМИ и социальных сетях и, как следствие, иск со стороны Алексея Ремеза против Станислава о клевете и тому подобное. Дошло до того, что сам ФРИИ подавал в суд на Станислава в связи с неправомерным использованием их товарного знака. В итоге было три слушания в суде, на первое из которых не пришел Станислав, так как оно почему-то проходило в Перми, а на два других, проходивших в Москве, не явился сам истец – Алексей, ссылаясь на длительную командировку. И как итог, «дело замяли», а «дискредитирующий деятельность» UNIM сайт Unim.me продолжал существовать еще какое-то время :) А про скандал со времем все вокруг забыли, оставив лишь шлейф необходимой осторожности при работе с Unim.

И пройдя этот тернистый путь борьбы и двоякой славы, Unim в 2017 году все же добирается до основной идеи своей концепции – цифровая патоморфологическая лаборатория, которую они пристыковывают к приложению для удаленной консультации гистологичесих случаев. И кстати именно в этом 2017 году компания закрывают инвесторский раунд по оценке в 2 миллиона долларов от MedMe – фактически детища Валентина Дороничева, совладельца Инвитро. 

Далее компания начинает забирать контракт за контрактом и доводит число ежемесячных исследований до 5 500 случаев к октябрю 2020 года. Один вопрос: почему не 10-15 тысяч как у конкурентов (федеральных лабораторий или того же ДеЖени), при том, что среди клиентов у компании были и структуры К+31, СМ-клиник, Фомина, и, конечно, Инвитро и так далее? Ответ прост – высокая себестоимость услуг и как следствие искусственное ограничение потенциального спроса: так у компании средняя цена за обследование малого биопсийного материала 1 категории сложности составляла порядка 2000 рублей (исходя из инвесторских презентаций и питчей), что раза в 2,5 выше конкурентов.

Ну а теперь, это компания в структуре Ташир Групп, но все так же с Алексеем Ремезом в управлении (член Совета директоров), но уже с новым СЕО.

Французы они или петербуржцы?

Второй герой нашей статьи – это стильный и крепкий игрок с фокусом на корпоративный рынок и с полностью отсутствующим налетом модной «цифровизации» – «Лаборатуар ДеЖени». Да, есть автоматизация, да, есть контроль участков, но всё равно всё практично и хардкорно – оффлайн услуга за реальные деньги. И да, с ароматом французского круассана, но насколько мы понимаем – это просто качественный маркетинговый ход, чтобы создать образ иностранной экспертизы.

К 2021 году в лаборатории выполняли исследования Хеликс, КДЛ, частично Ситилаб и большая часть государственных медицинских учреждений. Но не это главная новость, а то, что в отличие от Unim, НЦКДМ и еще десяток других организаций, лаборатории, которые сотрудничают с ДеЖени, сами продвигали и пиарили бренд этой лаборатории, что сделало его сильно популярнее конкурентов. И теперь, когда бренд достаточно сильно развит и когда есть достаточное количество свободных средств, крупнейший клиент выкупает 100% компании и выписывает долю действующему СЕО :) Так, узкоспециализированная лаборатория стала частью многопрофильной структуры.

И как уже принято – смотрим цифры.



На этом у нас пока все, но это не точно…)
Будьте здоровы!