Top.Mail.Ru
ГОРЛАБ-журнал

Как создать и «потерять» компанию – инструкция по применению

Истории компаний и брендов
В истории каждой компании бывают победы, бывают и поражения. Поражения, как бы это грустно не было, закономерно обсуждают с большим удовольствием и интересом. И сегодня мы не станем исключением – расскажем вам историю одного поражения, но постараемся сделать это с максимальным уважением, трепетом и симпатией ко всем героям рассказа.

Итак, сегодня мы говорим о централизации лабораторной диагностики. Что это такое?
Простыми словами – это консолидация всех анализов для выполнения в одной крупной лаборатории. И если говорить о централизации на государственном уровне, то это выполнение всех лабораторных исследований в одной «суперлаборатории» для всех государственных учреждений отдельно взятого региона. То есть буквально строится лаборатория, куда будут свозиться все анализы из больниц и поликлиник. А вот как и за чей счёт строится все это дело - решать самому региону: это может сделать сам бюджет, или он может привлечь частного инвестора в рамках Государственно-частного партнёрства, где партнер должен инвестировать в строительство лаборатории, а государство, чтобы отбить эти инвестиции, гарантирует спрос – направление анализов именно в эту технологическую площадку.

Казалось бы – вот она новая золотая жила: все, что нужно – это убедить руководство региона в том, что частный бизнес сможет сделать все эффективно и качественно. Собственно, ровно в такой парадигме еще в далеком 2004 году была организована централизованная лаборатория в Кирове, которая за 10 лет выросла в 25 раз (с 100 миллионов в 2012 году до 2,5 миллиардов выручки в 2021) и сегодня приносит своим учредителям уже 2 года подряд (да, пандемийные, но все же) по 600 миллионов рублей чистой прибыли. Так что это фактически живое доказательство привлекательности модели.

И вот в 2015-2016 годах, когда уже несколько лет в нескольких регионах России движение по централизации активно запускалось, включая соседний регион – Краснодарский край – руководство Волгоградской области принимает решение, что они тоже готовы впустить предпринимателей, чтобы сделать лабораторную диагностику в регионе не просто эффективнее, но и качественнее. Партнером становится, пожалуй, один из сильнейших игроков в частной лабораторной медицине – ОМБ, учредители которого также владели всем известной сетью Инвитро (да, в других относительных доля из без фонда Russia Partners, но все равно). Разве нельзя придумать партнера лучше для Волгограда?

Партнеры подписывают соглашение/меморандум и начинается процесс подготовки лаборатории. ОМБ инвестирует примерно 180 миллионов рублей. И когда все должно было пойти как по маслу, общественность неожиданно узнает, что ОМБ отдает контракт на поставку оборудования своему конкуренту – Beckman Coulter, который устанавливает трэковое решение, анализаторы, предоставив консалтинг для оптимизации технологических процессов, и который фактически сделал из лаборатории свой шоурум и выставку достижений. Было ли это решение намеренным, или Медконтракт (от лица ООО «РДЛ») был действительно настолько самостоятельным и независимым проектом внутри ОМБ, что провел независимый конкурс, в котором выиграл конкурент, или все же на решение повлияло лишнее внимание со стороны ФАС, или все сразу? Ответ на этот вопрос мы с вами, люди вне процесса, вряд ли узнаем. Хотя, если верить слухам, то можно понять, что между Медконтрактом и ОМБ произошел именно «мягкий развод»: так как изначально проект задумывался именно как проект ОМБ, но опять же – все это может быть профессиональной режиссурой, чтобы, как говорится, «уши не торчали».

Но то, что мы знаем однозначно, что команда во главе с Игорем Малышевым смогла сделать лабораторию по самым высоким стандартам качества, что даже спустя несколько лет после запуска туда смело приглашали для визита представителей крупных лабораторий в России и СНГ для визита. И понимая это, команда Медконтракта осознает, что может предлагать свои услуги не только для регионального департамента здравоохранения, но и напрямую населению через сеть розничных офисов. Так появляется розничная сеть ЦКДЛ в Волгограде, которая сегодня насчитывает 11 офисов и которая, в силу того что является «дополнительной нагрузкой» для бизнеса, должна приносить «сверхдоходы», так как:
  • все постоянные и накладные издержки в виде аренды здания, ФОТ персонала, стоимости и аренды оборудования уже закладывались в изначальный проект централизации и окупаться должны только на потоках от государства
  • и получается, что розничный поток может «не учитывать» эти общие/постоянные расходы в своей себестоимости, что позволяет в теории либо снизить цены, сделав их еще более конкурентоспособными, либо зарабатывать бизнесу «экстрамаржу», предлагая пациентам рыночные цены.
И судя по ценам на сайте ЦКДЛ, выбор был ближе ко второму варианту.

Но вот, что не дает нам покоя в этой истории: экономика отдельно взятого ООО «РДЛ» (непосредственно лаборатории в Волгограде), которая после выхода на 100% уровень централизации области (то есть дополнительный объем кроме как из розницы брать не откуда) все равно остается убыточной. Но, возможно, все дело в трансфертном ценообразовании, поскольку материнская в прошлом и аффилированная ныне компания ООО «Медконтракт» заработала за все время 280 миллионов рублей чистой прибыли, а она вполне может быть поставщиком РДЛ. 

А также безумно интересным, конечно, является вопрос, как все же ОМБ смогла расстаться с таким проектом (или все же не рассталась?), отпустив и передав все в руки своего сотрудника, директора по спецпроектам – Игоря Малышева. Но что бы там ни было и как бы нам не хотелось быть беспристрастными в своих суждения и оценках, мы просто скажем, что Игорь очень приятный и душевный человек, всегда готовый прийти на помощь своим коллегам по цеху, поэтому уверены, что в этой связке ОМБ-Медконтракт точно все прошло, если не по любви, то по согласию – не зря же две компании даже были соседями по офисам достаточно долгое время :)

Ну и как обычно, цифры ниже:)
На этом у нас пока все, но это не точно…)
Будьте здоровы!