Top.Mail.Ru
ГОРЛАБ-журнал

Brainstorm, стратсессия или 100 инициатив для реализации за 3 часа

Взгляд изнутри
Вы когда-нибудь испытывали необходимость взглянуть на вашу работу, проект или бизнес под совсем иным углом, когда нужно вдохнуть новую жизнь или наоборот, сделать квантовый скачок в развитии за короткий срок?



Собственно мы как команда ГОРЛАБ как раз находимся на стадии, когда нужно разработать 1-2 летний план масштабирования бизнеса, но при этом не использовать «изъезженные» модели типа франшизы или продажу контрольной доли инвестору для получения инвестиций.



Мы периодически проводим командой мини-стратсессии, когда в ходе дискуссий и обсуждений мы командой принимаем несколько важных решений и пускаем их в реализацию в ближайшее время. И буквально вчера мы провели такую сессию, чтобы наметить планы на последующие 3 месяца работы, и результат так сильно превзошел ожидания, что мы решили поделиться с вами самым, на наш взгляд, продуктивным способом командной генерации идей. Этот прием и способ стар как мир, но как выяснилось, для многих он оказался новым и крайне полезным опытом.



Что вам нужно:

  • инициативная группа из 3-10 человек
  • помещение с единым рабочим пространством (переговорная с одним большим столом вполне подойдет)
  • один ноутбук
  • много листов А4 и ручки для каждого из участников
  • таймер



Сессию можно условно разделить на два этапа: «генерация» и «дискуссия»



Основной целью Генерации является создание как можно большего количества идей, которые, соответственно, будут в процессе дискуссии приоритизированы или вовсе выключены из финального шорт-листа



Как выглядит Генерация?

  • Раздайте каждому участнику сессии по одному листу и ручке
  • Поставьте таймер на 3 минуты: в течение этого времени каждый участник должен записать все свои идеи на лист бумаги, молча, независимо от своего соседа, общественного мнения, морально-этических норм, соображений и так далее. Очень важно проговорить с участниками, что писать можно даже самые безумные, невероятные идеи – стыдиться нечего, все свои
  • По истечении времени каждый участник передает свой лист бумаги соседу слева (по часовой стрелке). Засекаем последующие 3 минуты, в течение которых участники должны про себя прочитать все идеи и отметить те, которые ему понравились. Никаких дискуссий, критики и комментариев. Просто молчаливое чтение: нравится / не нравится
  • Далее опять засекаем 3 минуты и просим всех участников продолжить список идей уже на листах, которые им передали (то есть продолжаем писать на списке, начатом другим участником)
  • Как только время закончится – передаем лист по часовой стрелке или соседу слева. Читаем в течение трех минут, и опять в течение следующих 3 минут пишем на полученном листе новые идеи
  • Повторять свои идеи или идеи других не нужно, так как времени мало – 3х минут с каждым следующим кругом будет хватать все меньше и меньше. Так устроен наш мозг: чем больше он впитывает информации после прочтения идей, тем больше на основе этого он может придумать, вдохновиться или модернизировать. Конечно, на 10м круге почти все идеи уже исчерпают себя (хотя у кого-то может открывать новое дыхание или «портал в параллельную вселенную), но пик «творчества» чаще всего приходится где-то на 4-5 круг – имейте в виду.



Как долго нужно писать и передавать свои листы? Чаще всего, если в сессии участвует более 7 человек, то имеет смысл продолжать до тех пор, пока ваш же листок не пройдет круг и не вернется к вам обратно, если же в сессии меньше 7 человек, то хотя бы 6-7 раз нужно проделать упражнение с генерацией идей.



И потом это все обсуждать?

Ну фактически да: дальше самый длительный этап – ранжирование и приоритезация. Нужно зачитать все идеи с листа и занести в Excel-таблицу, где будет описана сама идея и количество проголосовавших за него человек. Очевидно, что поскольку написанные на последних этапах идеи будут прочитаны не всеми участниками сессии в процессе проведения этапа «Генерации», то голосовать нужно в тот же момент, как вы будете зачитывать: просто просите участников поднять руку, кто «за» то, чтобы эту инициативу реализовать.



Тут лучше избегать каких-то глубоких дискуссий касательно того, насколько легко или просто идею реализовать и какой эффект это может принести. Просто обсуждаем то, что имелось в виду автором и голосуем. В результате мы получим таблицу, с идеями и количеством голосов – отфильтровываем от самых «популярных» до менее интересных.



И что дальше?А дальше берем ваших штатных аналитиков (или просто самых умных и инициативных) и просим оценить каждую записанную идею с точки зрения необходимых временных затрат, финансовых затрат, трудностей/рисков при реализации и возможного денежного или иного эффекта для бизнеса.



Как только вся аналитика и исследования будут выполнены – распределяем среди проектных групп, выделяем ответственных и работаем :) Спринты вам в помощь!



На этом у нас пока все, но это не точно…)

Будьте здоровы!